Учебный Центр IDT

    тел.: +7 495 649-3382
             +7 919 777-7789


    ул Прянишникова, 19а стр.13
IDT Education

От Мамонтова до Мавроди, или бизнес по-русски.

«…не дай Бог, увидеть русский бизнес,
бессмысленный и беспощадный»
Как бы Пушкин…


Вот и подошло к своему финалу наше краткое исследование особенностей ведения бизнеса с представителями различных стран. Дело за немногим – как положено, эпилогом или заключением. Поэтому в качестве оного мы предлагаем вам небольшое исследование, близкое сердцу каждого гражданина России, который редко или часто, успешно или не очень, но зато непременно сталкивается с уже переставшим быть экзотическим, понятием «русский бизнес».

Давно это было… Как нянюшкины сказки о скатерти-самобранке и шапке-невидимке вспоминаются сегодня былины о бордовых пиджаках, полукилограммовых «голдах» и «гайках», закрывающих две фаланги волосатых пальцев с короткими желтыми ногтями. Ушли в прошлое презентации на тысячу персон, бритоголовые удал-добры молодцы- «бизнюки» в адидасовских костюмах и многочисленные конторы по конвертации глупости и жадности человеческой в СКВ – всевозможные эмэмэмы, хопры и прочие ринаки. Иных уж нет, а те далече… Прошла, уплыла в учебники истории романтика первоначального накопления капитала, стерлась сама память о ее виртуальных и реальных героях: где теперь дебиловатые рантье из прайда Лени Голубкова? В каких краях ловит бабочек великий строитель пирамид, затмивший всевозможных хеопсов и хефренов, незабвенный турецко-подданный Мавроди? Все канули в бизнес-Лету, или перековались в современных дельцов, начисто лишенных первобытной мифической прелести. Впрочем, не они первые… Так, когда-то, потомки завсегдатая большой дороги, которому сначала повезло с помощью кистеня и засапожного ножа заложить основы семейного бизнеса, а затем развить их посредством кабака, расположенного на том же тракте, выдумывали своему малопочтенному предку биографию, напоминающую скорее Жития Святых.

Впрочем, последние могикане из племени малиновых пиджаков еще удивляют мир своей поистине индейской стойкостью. Правда, происходит это, как правило, уже вдали от просторов Родины чудесной.


Отступление первое, английское, или
Последний кооператор



«Лучше кинуться в Сену, чем кануть в Лету»
«Эмиграция напоминает сыр со слезой:
сыр слопан, слеза осталась»


«Ну вот, дошли до глюков…», - обреченно подумали мы с коллегой, когда в разгар яркого летнего дня, на берегу океана, в славном Агатой Кристи и рестораном морских деликатесов «Number 7», английском городе Торки, нас окликнул призрак из прошлого.

Типа по кличке «Рыжий», в середине 70-х знали многие студенты «центровых» институтов. Видный деятель международного фарцового движения снабжал штанами марки «Levi*s» и сигаретами «Marlboro» несколько поколений студиозусов. Потом прошла целая эпоха, в коей он был славен, как видный представитель оффшорного бизнеса и один из идеологов «новорусского» способа обогащения, который его последователи именовали «паркой лохов». А еще «потом», лохи исчезли, как бизоны из прерий, а деятельностью молодцеватых банщиков заинтересовались въедливые ребята, с легкой руки которых многие труженики финансовой сауны получили государственные путевки в солнечный Коми… Общение продолжилось демонстрацией нового бежевого «Лексуса», трехэтажного дома с бассейном, сауной и садом, а закончилось душераздирающим монологом о козлах-англичанах и великой миссии русского народа.

Далее выяснилось, что наш собеседник нашел себе довольно выгодную нишу: стал оказывать бывшим и настоящим соотечественникам всевозможные услуги в области оффшорного бизнеса, не забывая при этом скрупулезно уклоняться от всех налогов Соединенного Королевства. Казалось, жизнь удалась…но на своеобразных птичьих правах: остался языковой барьер, кроме ритуальных улыбок продавцов, соседей и официантов – никакого общения, шансы стать полноправным подданным Королевы близки к нулю, а без этого дамоклов меч депортации не сдашь в музей... Словом, все хорошо и все плохо. Тяжела жизнь русского жулика в английской провинции…

Но давайте все-таки немного поговорим об особенностях ведения бизнеса с соотечественниками и если не возражаете, сразу предоставим слово американцу. Ведь говорить комплименты себе, любимым, в хорошем обществе как-то не принято, а ругать…ругать тоже не стоит: самоуничижение, оно, как утверждает поговорка, паче гордости. Так вот, американский специалист по теории ведения переговоров Р. Смит, как главную особенность поведения русских отмечает их любовь доводить все до крайностей, до пределов возможного. По его словам, на переговорах это может проявляться по-разному: и как постоянное следование очень жесткой позиции (либо наоборот), и как неожиданное и ничем не мотивированное полное принятие предложений партнера. Особо заокеанский специалист отмечает странную и невероятно быструю смену настроений и установок по отношению к партнеру, как правило, присущую русским переговорщикам: то крайне дружеское расположение, то вдруг внезапное проявление официальности, исключающее любые личные симпатии…

Достаточно странным, представителю «западного» стиля, представляется и пристрастие наших бизнесменов к обсуждению общих целей, которое зачастую происходит в ущерб выработке способов их достижения, что особенно неприемлемо для американцев, для которых всегда самыми ключевыми вопросами являются: как, какими способами и в какие сроки достичь тех или иных целей.

Вообще, по мнению представителей западных деловых кругов, их российские коллеги изначально довольно странно подходят к самому понятию переговоров. Обсуждая деловое предложение, «западники» рассуждают так: мы объединяемся, чтобы увеличить размер «пирога», и тогда каждый получит больше. Иными словами, они ориентированы на стратегию выигрыш/выигрыш.

Наши же предприниматели берут за основу совершенно иную стратегию: они считают, что размер «пирога» заранее известен, и стремятся сразу отхватить себе кусок побольше, то есть, применяют стратегию выигрыш/проигрыш. Неудивительно, что учитывая подобные изъяны в переговорной культуре, отсутствие навыков компромиссных решений и традиционное неумение «торговаться» и разменивать уступки, итог переговоров оказывается, как правило, весьма плачевным…


Отступление второе, российское Мы едем, едем, едем…

Давным-давно, кажется, лет семь назад, довелось мне по заданию редакции недельки две поработать в туристическо-иммиграционном агентстве. Поучительно это было, в том числе и для понимания истоков психологии русского делового общения. Утро в компании начиналось с бесконечных чашек крепчайшего кофе (благо, «от Хозяина») и расписания консультаций на день: «Канада? Так, 11, 14, 17. Есть. На Австралию никого? Опять США. Оля, я же десять раз говорил – это дохлый номер. Ну, припрутся они? Мне что, за консультации платят? Доминика, еще раз Доминика… Бордовые пиджаки сносить не успели, а туда же... Кто опять взял буклеты?! К ксероксу лень сходить?».

Так было каждый день. Менялись только люди. Они были очень разные, но всех их объединяло несколько признаков: не моложе 28-30-и, не старше 45-и, с одним – двумя дипломами, семейные (1-2 ребенка, плюс жена, очень редко – родители), потерявшие иллюзии, свой бизнес или работу после 17 августа, в основном не «новые русские» - те, кого еще недавно с гордостью именовали «средним классом» и подбадривали лозунгом «время жить в России». Разговаривая с ними, я понял, что именно они и есть настоящая «первая волна», ведь, строго говоря, предыдущие три вряд ли стоит причислять к эмиграции – то была скорее эвакуация, бегство. Настоящие, уверившиеся в своей правоте и осознанно сделавшие выбор эмигранты – эти.

Те, кто не носил бордовых пиджаков и не ездил на «Чероки Гранд» хотят в Канаду. Это «основной контингент», как выражался бывший комсомольский вождь районного розлива, наш Главный Менеджер ( оба слова с большой буквы и на «Вы»), в день – 5-6 человек. Почти все – такие. С небольшими деньгами и отличным образованием, уставшие оптимисты, «профи». Сколько их войдет в трехсоттысячную ежегодную канадскую квоту? Думаю, почти все. К 38-и миллионам канадцев прибавится еще несколько сот тысяч «русскоязычных», а уже следующее поколение станет просто канадцами. Средним классом, «третьим сословием», «яйцеголовыми». Опорой.

Вместо эпилога

За осенью – осень. Тоска и тревога.
Ветра над опавшими листьями.
Вся русская жизнь – ожиданье от Бога
какой-то неясной амнистии.


А что еще добавишь? Остается только надеяться на лучшее. А надеяться, всегда проще во всеоружии. Собственно, для этого мы и рассказывали вам о том, как лучше понять своих зарубежных партнеров, а значит, и сделать свою жизнь и жизнь тех, кто зависит от вас более стабильной. Ведь любое большое экономическое процветание в масштабах государства складывается из процветания отдельно взятых его граждан. По-другому не просто не бывает. А раз так, то и выход у нас всех один: не ждать милостей ни от природы, ни от власти, ни от погоды…ни от кого. И строить свое, своих детей и внуков благосостояние. Сегодня, на своем месте, в отдельно взятой семье. Построим – будем процветать, можете поверить.

В чем позвольте пожелать вам успеха и закрыть цикл материалов «Время делать деньги с…».


Автор: Зловедов Алексей.
Бизнес-тренер, консультант, эксперт. Партнер IDT.