Комплайенс в России. Экзотика или необходимость?
Защищайте вашу репутацию или попрощайтесь
с успехом навсегда!
Уильям Шекспир
Репутация – краеугольный камень силы и успеха.
Используя только лишь репутацию, вы можете
устрашать и побеждать конкурентов, но, потеряв ее
однажды, вы становитесь уязвимы и будете атакованы
со всех сторон. Берегите и поддерживайте вашу
репутацию на уровне.
Уорен Баффет
В настоящее время для того чтобы быть успешным в бизнесе, необходимо бережно хранить основы и следовать принципам взаимоуважения и доверия – доверия между сотрудниками, клиентами, поставщиками, инвесторами, государством и широкой общественностью. Не секрет, что успех гарантирован только тем, кто управляет своим бизнесом профессионально, честно и следуя закону.
Организации, завоевавшей хорошую репутацию в своей отрасли, необходимо продолжать следовать заданным курсом: предлагать эффективные и конкурентоспособные продукты и услуги, а также предоставлять лучшие решения для своих клиентов. Каждый сотрудник организации обязан следовать данному принципу, поддерживать его и продвигать.
К сожалению, подавляющее большинство российских компаний все еще далеки от высоких стандартов, предъявляемых к ведению бизнеса в развитых странах, но намечается положительная тенденция. Во многих организациях стали появляться департаменты, которые следят за соответствием работы организации требованиям законодательства, применимым к их отрасли, внутренней политике, положениям и процедурам, а также осуществляют контроль отношений между сотрудниками, соблюдения моральных и этических норм, пресекают различного рода «преследования». Это направление в организации называется комплайенс-контролем.
Наиболее понятное и соответствующее действительности определение термину «комплайенс» дал в своей работе
«Что такое комплайенс?», президент Объединения специалистов финансового мониторинга и комплайенс «КОМПАСС» Ильсур Мансурович Ахметшин. Итак…
«Термин Compliance стал составной частью западного бизнес-лексикона с середины 1990-х гг. В английском языке это слово чаще используется в качестве существительного, которое означает: “действие по обеспечению установленных правил; следование, послушание; согласие”. Оно нередко употребляется в составе выражения in compliance with… – в соответствии (с чем-либо), соблюдая (что-либо).
В русском языке термин «комплайенс» вошел в состав трех основных понятий: «комплайенс-контроль»; «соблюдение требований законодательства»; «соответствие требованиям законодательства».
Определить понятие «комплайенс» можно с трех сторон: как процесс – это стремление все делать правильно; как результат – это убеждение, что все сделано правильно; как методология – это знание о том, как сделать правильно.
Основными функциями комплайенса являются:
- во-первых, обеспечение соблюдения компанией требований и интересов акционеров, поставщиков, государства, инвесторов, персонала, общественных организаций и т. д.;
- во-вторых, предотвращение применения санкций со стороны государства за несоблюдение требований закона, исключение финансовых потерь вследствие нарушения обязательных правил ведения бизнеса и обязательств компании, а также ущерба деловой репутации и личной ответственности членов совета директоров и исполнительного руководства компании… »
Некоторые организации ограничиваются введением правил внутреннего контроля, которые зачастую не охватывают в полной мере все необходимые аспекты, влияющие на финансовое положение и уровень деловой репутации.
Само по себе введение в практику такихправил является по меньшей мере «хорошим тоном», но этого недостаточно для осуществления полноценного контроля и мониторинга деятельности организации, а также ее отношений с государственными органами, поставщиками, клиентами и т. д. Существуют организации, менеджмент которых, понимая всю важность и обязательность такого контроля, тратит значительные средства на разработку политики и процедур, которые, в свою очередь, образуют фундамент для создания самодостаточной и эффективной системы управления комплайенс-рисками.
Комплаенс-риски образно можно разделить на три части: операционный риск, риск применения санкций со стороны государства (регуляторный) и риск потери деловой репутации. Каждый риск имеет свою направленность и специфику. Надеюсь, что у меня будет возможность рассмотреть тему комплайенс-рисков в следующей статье более детально, здесь же мы рассмотрим только одно направление – управление риском потери деловой репутации.
Политика комплайенс-контроля вводится в действие в организации для определения основных принципов и минимальных требований к процессу решения возникающих время от времени спорных вопросов, внутренних, а также внешних конфликтов организации. Политика подчеркивает базовые стандарты, которые обозначены, например, в «Кодексе корпоративного поведения» или в «Правилах управления и раскрытия конфиденциальной информации», а также обязывает действовать справедливо, благопристойно и честно, твердо следуя требованиям законодательства, установленным правилам ведения бизнеса и общепринятым этическим нормам.
Ни одна организация не может уверенно и успешно осуществлять свою деятельность на протяжении длительного периода времени, если не определены стандарты корпоративного управления и не установлен четкий и эффективный
комплайенс-контроль. Продолжая следовать в своей работе принципам законности, чести и взаимоуважения, ваша организация сохранит и укрепит заслуженное доверие. Одним из наиважнейших направлений комплайенс-контроля является управление риском потери деловой репутации. Ни для кого не секрет, что репутация очень важна, потому что люди всегда будут делиться впечатлениями о вашей компании, и результаты деловых отношений, на уровне «хорошо» или «плохо», будут становиться достоянием общественности. Каждый, за редким исключением, собираясь совершить какую-либо покупку, будь то телевизор, автомобиль или смеситель в ванную комнату, поинтересуется мнением близких ему людей. Например, молодой человек, покупая автомобиль, скорее всего, спросит совета у своего отца, мнение которого будет играть решающую роль в конечном выборе. Итак, рост вашего бизнеса и уровень деловой репутации напрямую зависят от мнения общественности – негативного или позитивного.
Известная западноевропейская компания, основным видом деятельности которой является аудит и аналитика, периодически проводит опрос среди руководителей корпораций и холдингов: что они считают наиважнейшим фактором, оказывающим влияние на финансовый успех организации. Подавляющее число респондентов отвечают, что самым страшным для них был бы ущерб, нанесенный репутации и бренду их компании. В то же время половина из них признались, что «риску потери деловой репутации», или, как его именуют иначе, бренд-риску (brand risk), не уделяется достаточно внимания, а в некоторых случаях компании сознательно рискуют своей репутацией с целью получения дополнительных доходов или увеличения какихлибо показателей.
Основной причиной возникновения риска потери деловой репутации является, как я сказал ранее, мнение окружающих, то есть лиц, заинтересованных в успехе организации. Такие лица называются стейкхолдерами (от английского stakeholder – любое лицо или группа лиц, имеющих интерес в компании), к ним мы можем отнести государство, клиентов, поставщиков, сотрудников и т. д. В тот момент, когда хотя бы один стейкхолдер сочтет, что поведение ор-ганизации на рынке не соответствует общепринятым нормам ведения бизнеса или имели место нарушения законодательства, которые стали известны общественности и бизнес-сообществу, репутации организации будет нанесенущерб, размер которого целиком и пол- ностью завит от того, насколько сильна комплайенс-программа управления рисками. Эффективная комплайенс программа обязана выявлять и предотвращатьвозможный риск потери репутации, а в случае возникновения конфликта предпринять все возможные меры по его устранению. Не будем забывать и о «темной стороне» бизнеса, а именно – о возможности появления не имеющих под собой никаких оснований,голословных утверждений конкурентов, нацеленных на подрыв вашей репутации. В данном случае необходим быстрый ответ, который у вас уже будет, так как сильная и эффективная система комплайенс-контроля предполагает проработку всего разнообразия таких «заявлений» путем составления стандартных сценариев, изменяемых в соответствии с особенностями «заявления».
Михаил Харитонов,
Генеральный директор IDT Education